Ядерный скелет из японского шкафа, или Острое шило в мидовском мешке
Со школьных времен помню плохо осознанную, но вполне отчетливую гордость за японцев, как за борцов за мир. Нет, серьезно - скажите, в каком еще государстве не только были придуманы, но и так свято сохранялись бы три безъядерных принципа: не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие? И ведь это не просто декларация, это решение выстраданное, прочувствованное, пропаленное атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки - разве можно это не уважать?
Оказывается, можно. Особенно, если ты сам - автор такого решения. Недавно в Японии разгорелся грандиозный политический скандал, прошедший мимо внимания наших СМИ. Одна только центральная газета поместила короткий комментарий, посвященный этому событию (судя по «Тошикадзу» и «Гакушуину» - переводной, но, впрочем, может быть, я ошибаюсь, и он просто плохой - сам по себе). А ведь дело нешуточное: оказалось, что японцев десятилетиями не просто водили за нос, а обманывали - зло, цинично, нагло. Из уважения к японскому народу и любви к Японии мне захотелось разобраться в ситуации, а поскольку я не СМИ, то позволил себе обратиться за разъяснением к специалисту - доктору политических наук В. Э. Молодякову, внимательно следившему за ходом скандала из Токио.
Ядерный скелет из японского шкафа, или Острое шило в мидовском мешке
Рядовые, да и просвещенные японцы в шоке: оказывается, их лидеры в обстановке строгой секретности неоднократно выступали против такой священной коровы послевоенной политики как «три неядерных принципа» - не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие – которые в 1967 году были провозглашены в качестве национальной политики с высокой парламентской трибуны. Эти факты были преданы гласности в ходе работы комиссии МИД по вопросу о секретных соглашениях между Токио и Вашингтоном в области обороны и безопасности, о которых давно ходили упорные слухи. А на слушаниях, которые начались 19 марта в Комитете по внешней политике нижней палаты японского парламента, к ним добавились новые пикантные и даже скандальные подробности.
Оказывается, в то самое время, как Япония объявила всему миру об исключительной приверженности неядерной политике, – как было не поверить в это после трагедии Хиросимы и Нагасаки, – между Токио и Вашингтоном был заключен целый ряд секретных соглашений военного характера, самый факт существования которых категорически отрицался ее властями еще в прошлом году. Слухи о «секретных протоколах» периодически просачивались в СМИ то из американских источников, то от японских дипломатов на пенсии, но каждый раз официально опровергались со всей возможной решимостью. 9 марта министр иностранных дел Кацуя Окада получил итоговый доклад группы историков, занимавшихся по его поручению поисками документов в архивах внешнеполитического ведомства. И вынужден был подтвердить самые худшие опасения сограждан.
Окада впервые признал существование зафиксированных договоренностей, по которым США получили право ввозить на территорию Японии ядерное оружие без предварительного уведомления ее правительства и использовать на таких же условиях свои базы на японской территории в случае «чрезвычайной ситуации» на Корейском полуострове. «Мы не можем однозначно утверждать, что ядерное оружие не завозилось»,- сказал министр, глубокомысленно добавив: «У нас остаются серьезные сомнения по этому поводу». После этого он – видимо, на всякий случай – извинился перед жителями японских портов, куда могли заходить американские корабли с ядерным оружием на борту. Также двусмысленно прозвучала его ремарка о том, что с заявлением президента США Джорджа Буша-старшего в 1991 году о снятия тактических ядерных вооружений с американских боевых кораблей в связи с окончанием «холодной войны» «проблема, видимо, исчерпалась сама собой».
Кто же решился нарушить главные принципы национальной безъядерной политики? «Главным злодеем» оказался никто иной, как занимавший в 1964-1972 годах пост премьера Эйсаку Сато – «отец» неядерных принципов, получивший за них Нобелевскую премию мира (кстати, он первый и пока единственный японец, удостоенный этой престижной награды). Как выяснилось, Сато в беседах с президентами США Линдоном Джонсоном и Ричардом Никсоном, неоднократно называл свое детище «нелепым», «ненужным» и «достойным сожаления». Интересно, а что он думал по поводу полученной за принципы премии? Вопрос, конечно, риторический…
На слушаниях в парламенте бывший депутат от Либерально-демократической партии Хадзимэ Морита сообщил, что в 1974 году тогдашний министр иностранных дел Масаёси Охира - один из влиятельнейших политиков послевоенной Японии, занимавший позднее должность премьера, - предложил «смягчить» запрет на ввоз в страну ядерного оружия, поскольку этого могут потребовать «чрезвычайные обстоятельства». В это самое время Морита был личным секретарем Охиры, поэтому его признание является информацией «из первых рук». С той же трибуны хорошо известный в России бывший начальник бюро договоров МИД Кадзухико Того сообщил, что в 1999 году подал записку с предложением о частичном пересмотре принципов, но не знает о ее дальнейшей судьбе.
Разумеется, министр Окада заверил общественность, что Япония и дальше будет верна политике трех неядерных принципов, несмотря на прежние соглашения, которые нарушали или, по крайней мере, давали возможность нарушать их. «Отказ от их соблюдения немыслим»,- подчеркнул министр, - «Токио не имеет намерения допускать американское ядерное оружие в страну». Еще до официального обнародования секретных документов аналогичное заявление сделал премьер-министр Юкио Хатояма.
Поверят ли им обескураженные японцы? Ведь Окаде пришлось признать и то, что прежние премьеры и главы МИД попросту лгали парламенту и народу, отрицая наличие договоренностей. «Очень жаль, что этот вопрос столь долгое время оставался утаенным от общественности»,- сказал он, подчеркнув: «За это ответственны бывшие премьер-министры и министры иностранных дел». Авторы доклада во главе с профессором Токийского университета Синъити Китаокой – видным историком международных отношений и правоверным представителем истеблишмента, вхожим в коридоры власти – куда более жестко оценили действия предшествующих кабинетов: «японское правительство давало бесчестные объяснения, включая прямую ложь, от начала и до конца. Такое отношение совершенно недопустимо в стране, руководствующейся принципами демократии». Отметив отсутствие многих важных бумаг даже в секретных служебных архивах, они призвали внешнеполитическое ведомство провести служебное расследование и улучшить систему хранения информации и доступа к ней.
Глава МИД поспешил объявить, что наведет порядок в деле хранения и своевременного рассекречивания дипломатических документов, для чего в его ведомстве будет создан специальный экспертный комитет. В его состав войдут историки международных отношений, документоведы, специалисты в области информации, а также чиновники МИД. Они будут принимать решение о режиме и порядке рассекречивания документов, списки которых им должны будут представлять все отделы и бюро министерства. В случае возможных разногласий между экспертами и чиновниками окончательный вердикт по каждому документу или корпусу документов будут выносить министр, статс-секретари и парламентские вице-министры, то есть депутаты парламента, входящие в руководство МИД.
Стремясь к созданию «открытого внешнеполитического ведомства» и к «свободе от воздействия бюрократов», Окада намерен обеспечить своевременное рассекречивание документов по истечении установленного в МИДе тридцатилетнего срока. Формально это правило действует и сейчас, но, как отмечают знающие люди, большинство документов остается фактически нерассекреченным из-за давления со стороны соответствующих подразделений министерства. Значит, им есть что скрывать?
Особое внимание будет уделено сохранению документов, поскольку в процессе работы экспертов, искавших в архивах МИД секретные японо-американские соглашения в области обороны и безопасности, было выявлено немотивированное отсутствие в них ряда важных бумаг. МИД «должен выяснить, что случилось с этими бумагами»,- заверил общественность Окада после того, как невеселый вывод историков подтвердил Кадзухико Того, отвечая на вопросы народных избранников. «Я слышал от людей, хорошо знающих внутреннюю ситуацию в министерстве, - сказал экс-дипломат,- что документы были устранены из архива или просто выброшены до вступления в силу закона о рассекречивании служебной информации» в 2001 году. По словам Того, среди недавно рассекреченных материалов внешнеполитического ведомства нет наиболее важных бумаг по данному вопросу. Он сообщил депутатам, что лично отобрал 58 секретных документов, сложил их в так называемую «красную папку» и в августе 1999 года передал своему преемнику по должности Сётаро Яти, а также передал список отобранных документов тогдашнему главе Североамериканского бюро МИД Итиро Фудзисаки, который сейчас служит японском послом в Вашингтоне.
Бывшие японские премьеры оказались под серьезным ударом. Таро Асо (в должности в 2008-2009 гг.), Синдзо Абэ (2006-2007 гг.) и Ёсиро Мори (2000-2001 гг.) убежденно заявляют, что о «секретных протоколах» знать не знали, слыхом не слыхивали. Ветеран Большой Политики Ясухиро Накасонэ (1982-1987 гг.) воздержался от комментариев, хотя, по мнению аналитиков, он-то должен был быть посвящен в тайну, поскольку активно занимался вопросами обороны и был сторонником укрепления союза с США. Нобору Такэсита (1987-1989), Сосукэ Уно (1989), Рютаро Хасимото (1996-1998) и Кэйдзо Обути (1998-2000), не говоря о более ранних главах правительства, уже ушли в лучший мир, поэтому в парламент их не вызвать. Только Тосики Кайфу (1989-1991 гг.), признал, что был в курсе тайных договоренностей, причем еще с середины 1970-х годов, когда занимал должность заместителя генерального секретаря кабинета Такэо Мики. Про экс-министров иностранных дел пока никто не вспоминает – сначала бы с первыми лицами разобраться.
Аналитики не без иронии заметили, что хранившие столь важную тайну высокопоставленные чиновники МИД, видимо, не считали нужным посвящать в нее премьеров и министров из числа «политиканов», по крайней мере тех, кто не хотел знать лишнего. Об этом сообщил на парламентских слушаниях бывший первый заместитель министра иностранных дел, то есть старший кадровый чиновник МИД, Кунихико Сайто. «Никто не посвящал в вопрос о секретных соглашениях четырех премьер-министров, а именно Киити Миядзава, Морихиро Хосокава, Цутому Хата и Томиити Мураяма»,- заявил он. А они сменяли друг друга во главе правительства на протяжении пяти лет (1991-1996 гг.), причем далеко не самых маловажных с точки зрения японской и мировой политики. Интересно, что скажет по этому поводу хотя бы Хата, остающийся депутатом нижней палаты? Правда, его кабинет был одним из самых недолговечных…
Бывший первый заместитель министра иностранных дел и посол Японии в США Рёхэй Мурата в прошлом году подробно рассказал СМИ о тайных двухсторонних договоренностях в области обороны и безопасности, причем сделал это открыто, а не на условиях анонимности, что является исключительной редкостью даже для отставных японских чиновников. Правительство Асо официально опровергло его слова, фактически объявив ветерана МИД лжецом. По стечению обстоятельств Мурата умер от рака за несколько часов до начала слушаний, но о докладе историков и заявлении Окады успел узнать.
Пока обещавший навести порядок с хранением и рассекречиванием документов в своем ведомстве министр Окада ищет злосчастную «красную папку» (пожелаем ему удачи), глава парламентского Комитета по внешней политике Мунэо Судзуки сообщил журналистам, что намерен вызвать бывшего замминистра Яти, уже оставившего дипломатическую службу, на слушания в качестве свидетеля. Интересно, что Судзуки и Того – двое из троих лидеров так называемой «русской группы» японского внешнеполитического ведомства, разгромленной весной 2002 года и обвиненных едва ли не в шпионаже «в пользу русских». Третий – бывший главный аналитик МИДа и шеф русского направления японской разведки Масару Сато, сидевший вместе с Судзуки в тюрьме, пока молчит. Значит ли это, что ему нечего сказать? Можно быть уверенными лишь в том, что пострадавшие восемь лет назад дипломаты и разведчики не питают иллюзий в отношении представителей японской политической элиты и, что называется «не дадут спуску» бывшим коллегам из противоборствующей партии. Японцы же и весь мир глубоко задумались: если нельзя верить ИМ, то кому вообще можно?
Kyodo News, 21.03.2010
«Fushigi Nippon»