Правительство Японии считает, что высокий уровень радиации на АЭС «Фукусима-1» связан с частичным расплавлением топливных стержней
15:00 JST. Как сообщило сегодня правительство страны, высокий уровень радиации в воде, скопившейся в турбинном отделении реактора АЭС «Фукусима-1», по всей видимости, связан с частичным расплавлением топливных стержней.
«Радиация, по всей видимости, проистекает от топливных стержней, которые частично расплавились и пришли в соприкосновение с водой, используемой для охлаждения реактора», – сообщил на пресс-конференции генеральный секретарь правительства Юкио Эдано (Yukio Edano). – «Пар, должно быть, сконденсировался… и таким образом вода вышла за пределы оболочки реактора».
Частичное расплавление могло произойти в результате разрушительного цунами, повредившего реактор и выведшего из строя систему охлаждения.
Эдано предположил, что в защитной оболочке реактора №2 нет трещины, как некоторые опасались, и он также не считает, что имело место ещё одно расплавление.
«Радиация содержится, главным образом, внутри реакторного здания. Мы должны убедиться в том, что эта вода не просачивается в почву или к морю», – сказал он.
После землетрясения и цунами, обрушившихся на северо-восток Японии, инженеры пытаются справиться с кризисом на АЭС, расположенной в 240 км к северу от Токио, однако, пожары, взрывы и утечки радиации то и дело мешали проведению работ.
Не добиваясь явного улучшения ситуации, власти, похоже, сдались в затянувшейся борьбе по нормализации самого худшего ядерного кризиса за последние 25 лет.
«Думаю, возможно, ситуация куда серьёзнее, чем сообщается», – заявил один из экспертов, Наджмедин Мешкати (Najmedin Meshkati), из Университета Южной Калифорнии, добавив, что для стабилизации ситуации могут потребоваться недели и что ООН должна вмешаться: «С подобной ситуацией не может справиться только одна страна – необходимо поднять этот вопрос на уровне Совета безопасности ООН. По моему скромному мнению, это куда важнее закрытой для полётов военной авиации зоны над Ливией».
Компания-оператор «Tokyo Electric Power» призналась в этом после длительных попыток удержать топливные стержни от перегревания и предотвратить их расплавление.
«К сожалению, на данный момент у нас нет чёткого плана, позволяющего сказать, через сколько месяцев или лет [кризис будет окончен]», – заявил на одном из последних круглосуточных брифингов, которые проводит компания, вице-президент Сакаэ Муто (Sakae Muto).
Уровень радиации в море резко падает
В воскресенье уровень радиации в воде во втором реакторе превышал норму в 100 тыс. раз, однако уровень радиации в море неподалёку от станции, которые в воскресенье превышал норму в 1850 раз, резко снизился. Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции Хидэхико Нисияма (Hidehiko Nishiyama), представитель управления по ядерной и промышленной безопасности.
Хотя эксперты утверждают, что радиация в водах Тихого океана быстро рассеется, её уровень на АЭС продолжает оставаться опасно высоким и работающие там инженеры завоевали симпатию и восхищение всего мира своей храбростью и чувством долга.
На прошлой неделе двое рабочих, получивших лучевые ожоги из-за попавшей в обувь заражённой воды, были госпитализированы, а в воскресенье работы на втором реакторе вновь были приостановлены после очередного измерения уровня радиации.
За пределами зоны эвакуации вокруг «Фукусимы-1» следы радиации были обнаружены в водопроводной воде в Токио и даже в образцах дождевой воды в Массачусетсе (США).
По словам японских чиновников и экспертов в области атомной энергетики со всего мира, уровень радиации далеко за пределами станции не опасен для людей, которые ежедневно так или иначе сталкиваются с более высокими дозами радиации, к примеру, во время рентгена или авиаперелётов.
В центре Токио, согласно показаниям «Reuters», уровень радиации составил 0,20 микрозиверт в час, что укладывается в понятие нормы (0,17-0,39 микрозиверт в час). В г. Ямагата, расположенном в 110 к северо-западу от аварийной АЭС, уровень радиации составил всего 0,15 микрозиверт в час.
Состояние двух из шести реакторов станции считается стабильным, тогда как четыре остальные иногда испускают дым и пар.
Эксперты всеми силами стараются выяснить, повреждены ли ядра реакторов и есть ли утечка, поскольку это может привести к расплавлению ядер.
Эхо Чернобыля
Долгоиграющим выходом из ситуации может быть засыпание реакторов песком и заливка бетоном, как поступили в своё время в Чернобыле.
Кризис в Японии вызвал пересмотр отношения к атомной энергетике во всём мире. А в Германии он оказал прямое воздействие на политику. Христианские демократы Ангелы Меркель потеряли контроль в Баден-Вюртемберге (Baden-Wuerttemberg), где антиядерные настроения принесли победу её противникам на региональных выборах.
Премьер-министр Японии Наото Кан (Naoto Kan) занял сдержанную позицию во время кризиса, но может столкнуться с неудобными для него вопросами: ИА «Kyodo» сообщило, что его визит в префектуру день спустя после катастрофы задержал отклик «TEPCO» на разворачивающуюся ситуацию.
Кризис на АЭС наложился на агонию Японии после землетрясения и цунами, обрушившихся на северо-восточное побережье страны и превративших целые города в горы грязи и развалин.
Повторные толчки ещё не раз пугали местных жителей, включая сегодняшнее землетрясение магнитудой 6,5, повлекшее за собой предупреждение о возможности появления цунами.
Спустя 17 дней после катастрофы 10804 человека официально считаются погибшими, а 16244 – пропавшими без вести. Около четверти миллиона человек находятся во временных убежищах.
Согласно оценкам, материальный ущерб может превысить 300 млрд. $.
По словам одного из японских учёных, если бы Япония больше потратила на инфраструктуру, это могло бы уменьшить воздействие цунами, но страна стала слишком полагаться на такие недорогие меры как распространение карт с указанием высоты областей над уровнем моря.
Фумихико Имамура (Fumihiko Imamura), профессор исследовательского центра по контролю за стихийными бедствиями при университете Тохоку, считает, что Японии следует перенять западный стиль городского планирования и строить госпитали дальше от побережья.
По его словам, стеснённое в средствах правительство страны в последние годы перешло от таких дорогостоящих проектов как увеличение высоты волноотбойных стен к таким бюджетным мерам, как выпуск карт, где указывается, какие районы находятся ниже уровня моря и откуда, соответственно, в случае угрозы цунами необходимо уходить.
«Мы сотрудничаем с правительством по вопросам противодействия цунами, но финансирование урезали и временами его не хватает на конструктивные меры», – заявил Имамура в интервью в воскресенье. – «И теперь внимание правительства оказалось сфокусировано на неконструктивных мерах, поскольку это дешевле».
Kyodo News, 28.03.2011 «Fushigi Nippon»